Достопримечательностью с поэтическим названием Эолова арфа которой Пятигорск гордится уже почти два столетия. Нашим современникам она интересна не меньше, чем людям, которые жили либо отдыхали в этом курортном городе еще при М.Ю. Лермонтове.
Где находится и что собой представляет
Удалившись совсем немного от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук — Михайловский, — можно увидеть круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн.
Место выбрано идеально: со скалы, где она стоит, открываются завораживающие виды окрестностей, да и жилые кварталы просматриваются отлично. Неподалеку расположены несколько санаториев и лечебниц, минеральные питьевые источники и ванны.
Возле беседки всегда много народу, потому что, однажды увидев отсюда столь величественную панораму, хочется вновь и вновь возвращаться, чтобы с наслаждением любоваться просторами и таинственными далями. Отдыхающие любят бывать на этой площадке и в дневное время, и вечером — зрелище всегда прекрасно.
Своим названием беседка обязана древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Изначально в ней, в специальном футляре, были установлены две арфы, струны которых издавали мелодичные звуки разных тонов, в зависимости от силы и направления проносившегося ветра.
Время от времени это устройство ремонтировалось, заменялось или вовсе отсутствовало, на что было множество причин. Сейчас Эолова арфа в Пятигорске оснащена по-современному, и плывущие в воздухе протяжные ноты зависят не от состояния природы, а от работы аудиотехники.
Однако те, кто слышали прежнее звучание, вспоминают его с ностальгией. Теперь только флюгер на куполе беседки напоминает о том, что когда-то каждое дуновение ветра находило в ней отклик.
Краткий экскурс в историю Пятигорска
Уже в 1803 году Кавказским Кислым и Горячим водам (так их тогда называли) стали придавать государственное значение. Хотя близ Бештау — горы с пятью вершинами, — и работал врач, курорты не могли принимать большое количество отдыхающих, так как отсутствовали лечебные учреждения при источниках и жилье вокруг них.
В 1809 — 1810 годах были обследованы уже известные животворные ключи и открыты новые.
Начиная с 1816 года, солдаты Отдельного Кавказского корпуса (командовал им генерал А. П. Ермолов) на протяжении многих лет обустраивали поселение Горячие воды, находившееся в подножии этой горы, и его окрестности (включая Кислые и Железные воды).
Строили гостиницы и капитальные здания для лечебных ванн, прокладывали дороги, разбивали цветники и фруктовые сады. На эти цели из казны ежегодно выделяли огромные, для тех времен, суммы — по 70,0 тыс. руб.
Стараниями Ермолова была создана и строительная комиссия, работать в которой согласились братья Бернардацци — архитекторы, известные созданием Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
В 1822 году они подписали обязательство на строительство зданий различного назначения на Кавказе, в районе минеральных вод, а в 1828 году представили проект курортного города на рассмотрение Комитету министров. В 1830 году план застройки утвердили, а поселение получило статус уездного города с присвоением ему нынешнего названия.
Многие общественные и иные строения, возведенные по проектам Бернардацци, существуют и сейчас. Представителю этой славной династии многие поколения людей обязаны той радостью, которая неизменно наполняет душу при обзоре окрестностей из горной беседки.
Братья-архитекторы до конца жизни работали для развития кавказских минераловодских курортов, и здесь, в Пятигорске, в 1840-х годах нашли свое последнее пристанище.
Как на горе Машук появилась знаменитая беседка
Широту и качество обзора с площадки на Михайловском отроге очень ценили военные: пост наблюдателей находился здесь до 1810 года. Но, с развитием и благоустройством курорта, эта территория перешла под власть иных ведомств. К 1829 году здесь была уже зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями.
Отдыхающие сразу полюбили этот участок нового парка из-за чудесной панорамы. Парк был огромен и имел три возвышения, на каждом из которых запланировали построить павильоны для отдыха и обозревания живописных окрестностей. Один такой павильон, чье место было самым высоким и ветреным, решили сделать в стиле античного храма и посвятить древнегреческому богу Эолу.
Работу над проектом беседки взял на себя один из братьев Бернардацци — Джузеппе, при этом его идеи были основаны на том романтизме, что воплотил в своем Храме Эола архитектор-англичанин В. Чемберс (построенный им павильон был установлен в парке близ Лондона). В 1831 году строительство беседки началось, в нем участвовали как служившие здесь солдаты строй роты, так и вольнонаемные.
На цоколь и колонны пошел местный известняк. Статуя божества должна была стоять на постаменте в центре этого павильона.
Однако доктор Ф. Конради, будучи главным в курортной медицине, проявил большой энтузиазм, отстаивая свое предложение по установке в беседке музыкального устройства — эоловой арфы, чтобы ее прекрасные звуки вносили умиротворение в души тех, кто прибывает на воды для отдыха и лечения.
В этой связи проект павильона Эоловой арфы скорректировали, и там смонтировали необычное, но модное приспособление, уже покорившее Европу, Санкт-Петербург и Москву.
А необычность была в том, что два струнных инструмента особой конструкции заключили в общий корпус и установили при них своего рода «крыло» для реагирования на проходящие воздушные потоки.
В данном случае, все это должно было служить интересам здоровья. То громкие, то тихие звуки, действительно, получались божественными и заставляли многих трепетать в радостном волнении. Далеко не все курортники знали, отчего беседку сделали именно такой, — главным стало то, какие эмоции она вызывала.
Беседка на перекрестке всех ветров
С самого начала своей истории этот открытый павильон был чрезвычайно популярен. Благодаря своему расположению и чарующему музыкальному сопровождению, Пятигорская Эолова арфа прославилась не только среди тех, кто приезжал на Кавминводы, но и среди читающей публики, которой эта достопримечательность запомнилась по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тогда, как и сейчас, беседку заполняли люди, желающие насладиться здешними красотами и рассмотреть вдалеке величественный Эльбрус. Она входит в перечень лермонтовских мест, о чем свидетельствует мемориальная табличка.
Художники старались запечатлеть ее в разные времена года, поэты посвящали стихи, а знатоки причисляли к самым успешным архитектурным проектам, неразрывно связанным с ландшафтом местности.
Открытки с ее изображениями продавались всегда — сначала они делались с работ мастеров кисти, позднее — с фотоснимков. Хотя музыкальному устройству приходилось претерпевать целый ряд изменений и безмолвие, это не ослабляло интерес к павильону, где всегда властвует ветер.
Самые первые инструменты исчерпали свой ресурс к 1861 году, хотя их и снимали перед началом холодных сезонов. На летние месяцы 1890-х годов купол стали оборудовать арфой менее сложной конструкции. С начала 1970-х годов до начала 90-х здесь вновь работало устройство, управляемое ветром, но создали его специалисты в области электромеханики.
Свое нынешнее звучание Эолова арфа в Пятигорске обрела в 2009 году. К сожалению, почтенный возраст беседки повлиял не только на характер мелодий, но и на ее внешний облик — в ходе многочисленных ремонтов он значительно упростился.
Однако, стоит сказать: хотя в период застройки курорта в живописных местах было возведено немало других беседок, далеко не всем удалось завоевать подобную популярность и выдержать испытание временем. А беседка на перекрестке всех ветров была и остается одним из символов города.
Близлежащие достопримечательности
На этом курорте отдыхающие всегда стараются посвящать много времени пешим прогулкам. Но не только желание двигаться и наслаждаться живительным воздухом заставляет их часами бродить по парковым аллеям и взбираться на горные склоны — тут есть что посмотреть, и нередко достопримечательности находятся неподалеку друг от друга.
Например, от скалы, где высится беседка Эолова арфа в Пятигорске, можно перейти к осмотру других известных объектов:
Грот Лермонтова — еще одно воплощение таланта Бернардацци. Для его оборудования была выбрана природная пещера. Позднее, в 1858 году, оформление дополнили каменной облицовкой, а на входе установили решетку.
Академическая галерея — прежним названием было «Елизаветинский источник»; на протяжении всего XIX века сюда стремилась огромная масса народу, как к популярнейшему питьевому источнику города.
Сейчас обладает статусом федерального памятника исторического и культурного наследия (два других памятника этой категории — ванны Лермонтовские и Пушкинские — находятся ближе к центру). Кстати, и этот источник, и вышеназванный грот, тоже упоминаются в «Герое нашего времени».
Эмануэлевский парк — назван в честь кавалерийского генерала Г. А. Эмануэля, командовавшего войсками на Кавказе и Причерноморье. Ему было предписано осуществлять надзор за работами по благоустройству Пятигорска, когда высокими властями было принято решение сделать его курортным городом.
В этом он весьма преуспел: быстрые и масштабные перемены здесь отмечали все, кто в те времена приезжал к целебным источникам достаточно регулярно. Парк расположен на террасах Михайловского отрога, который некоторые называют Эоловой горой, из-за построенной там «поющей» беседки. Генералу также принадлежала идея названия нового курорта.
Те, кому довелось побывать на здешних водах, обязательно увозят с собой что-нибудь для души — разнообразные сувениры, буклеты и открытки, собственноручно сделанные фотоснимки и видеозаписи. Думается, что мало найдется людей, которые не имеют в подобных коллекциях того, что напомнит им о беседке Эолова арфа в Пятигорске. А то, что они вновь придут сюда в свой следующий приезд, сомнению и вовсе не подлежит.