Есть в Пятигорске место, где живет память о людях из прошлого. О тех, кто лично вложил немало сил в развитие и процветание не только Пятигорска, но и всего Кавказа. Это старое заброшенное кладбище у подножия горы Машук — Пятигорский некрополь.
На огромной территории кладбища всего за сто лет упокоились души ученых, литераторов, врачей, политических и военных деятелей, знатных и обеспеченных горожан.
Здесь чуть меньше года (до перезахоронения в родовом поместье) покоился Михаил Юрьевич Лермонтов, убитый на дуэли неподалеку. Вся суть Пятигорска — многонационального и традиционно попадающего в гущу событий политических и культурных — предстает здесь особенно отчетливо.
Кладбище в наши дни
Сложно представить, каким величественным было старое кладбище 100-150 лет назад. С самого первого захоронения в 1824 году здесь возводились замысловатые памятники, саркофаги, мавзолеи и часовни. Близкие умерших делали все, чтобы место последнего приюта любимых не затерялось в веках.
Тем печальнее видеть, во что превратился Пятигорский некрополь сейчас. Все кладбище поросло травой. Надгробия, и без того расположенные в 2-3 слоя, навалены друг на друга, разрушены.
Очевидно, что ориентироваться в этом запустении непросто. В последние годы некрополь расчищается хотя бы от кустарников, но это капля в море. Остается только надеется, что местные власти опомнятся и спасут от окончательного разрушения и забвения то, что еще можно спасти.
Список захоронений
Как упоминалось выше, на первом кладбище похоронены известнейшие жители Пятигорска XIX — первой половины XX века. Могилы некоторых, увы, безвозвратно утрачены. Поэтому еще важнее сохранить уцелевшее. Кто же похоронен в Пятигорском некрополе?
1. К. Ф. Сталь — первый «захороненный» Пятигорского некрополя с 1824 года. Губернатор и командующий войсками Кавказской линии, прекрасно образованный дворянин, генерал, служивший в армии Суворова. Он сделал для благоустройства Кавказа невообразимо много. Он же дал указание об основании некрополя, но об этом позже.
2. Иван Иванович Матвеев — выдающийся командующий советской Таманской армией. Расстрелян в октябре 1918 года за отказ бросить изнуренные войска в дальнейшее наступление. Его захоронение найти не сложно, оно находится недалеко от входа на кладбище.
3. Кутейников Евгений Николаевич — выдающийся инженер, один из основоположников отечественной электроэнергетики. Убит в 1918 году бандой горцев. На могиле Евгения Николаевича в 90-х появился новый памятник, возведенный местными краеведами.
4. Тырышкин Александр Иванович и Цаунэ Генрих — чекисты.
5. Семья Шумовых — выходцы из крепостных крестьян, ставшие купцами первой гильдии. Эта семья стала одной из самых обеспеченных династий города и потомственными почетными гражданами Пятигорска. А последний покой Шумовы обрели здесь.
6. В. А. Башкиров — потомок дворянских родов Башкировых и Евреиновых, правительственный комиссар КМВ в 1895-1900 годах. Похоронен в склепе неподалеку от разрушенной часовни на главной аллее вместе с супругой.
7. М. И. Маневич — опытный невропатолог, который в течении 13 лет был главным врачом Пятигорского курорта. Его могила с надгробием в виде колонны с медицинской чашей также находится около старой часовни.
8. Э. Б. Ходжаев — первый городской архитектор Пятигорска. Захоронен в мусульманском склепе около Воинского мемориала.
9. М. Ю. Лермонтов — Строго говоря, находилась могила поэта в некрополе недолго, но все же после смерти Лермонтов попал именно сюда. Точное место, на котором находилась могила, определили по воспоминаниям еще в XIX веке. Теперь к этому месту ведут указатели, которые легко заметить из любой точки кладбища.
10. И. Е. Дядьковский — друг Лермонтова, профессор медицины. Он впервые описал метод лечения водами Кавказа. Помог он многим, но сам был здоровья хрупкого. После смерти Лермонтова не справился с потрясением, ушел вслед за несколько дней. Похоронили его рядом с поэтом.
11. Верзилины и Шан-Гиреи — родственники Лермонтова, с которыми он активно общался в конце своей короткой жизни. Они покоятся в фамильном склепе в подвале старой разрушенной церкви.
12. Учительница Анна Цаликова и ее сестра Юлиана — дочери осетинского священника Александра Цаликова. Семейство Цаликовых тесно связано с личностью осетинского поэта Коста Хетагурова. Он много времени провел с этой семьей, а младшую — Анну, долго и безответно любил. На могиле Анны (сестру Юлиану похоронили позже) стоит памятник, изображающий учительницу, окруженную учениками.
13. В. А. Кобылин — доктор медицины, знаток бальнеологии, центральная фигура революции 1905 года в Пятигорске. Скончался в 1908 году. Его могила, украшенная красивым надгробием с фамильным гербом, находится рядом с сестрами Цаликовыми.
14. Е. А. Ларин — еще один врач, стоявший у истоков бальнеологии в Пятигорске.
15. П. А. Ржаксинский — хирург широкого профиля и бальнеолог, еще до революции возглавлявший русское бальнеологическое общество, а в годы Гражданской войны — красноармейские госпитали. Умер в 1918 году от тифа.
16. Иосиф и Иоанн Бернардацци — потомственные архитекторы, участники строительства многих дворцовых ансамблей в Санкт-Петербурге. В 1822 году они стали первыми архитекторами Пятигорска. Многие местные достопримечательности возникли благодаря им. Братья практически создали этот город и остались в Пятигорске до своей смерти в 1840 и 1842 годах соответственно.
17. А. Е. Ризенкампф — военный врач, исследователь местной фауны.
18. Э. М. Капиев — дагестанский поэт, журналист и переводчик. Стела из травертина на его могиле появилась стараниями правительства Дагестана, где творчество земляка помнят и любят.
19. М. Ф. Николаева — известная революционерка, побывавшая на каторге по политической статье.
20. И. А. Чухнин — извозчик, который присутствовал на дуэли Лермонтова и Мартынова. Чухнин вошел в историю тем, что привез тело поэта в город.
21. В. М. Лермонтов — внучатый племянник М. Ю. Лермонтова.
22. Г. И. Раев — похоронен среди своих родных за семейной оградой Раевых. Григорий Иванович был лучшим русским фотографом XIX- начала XX века и прославил русскую фотографию во всем мире.
23. Также примечательно, что на кладбище можно встретить масонские надгробия. К масонской культуре относится дуб с отрубленными ветвями — символ смерти.
Этнические захоронения
На территории некрополя есть несколько участков, на которых отдельно хоронили представителей разных религий или этнических групп. Большая часть захоронений, безусловно, христианские, но есть кладбища для евреев и мусульман. Христианская же часть разделяется и по направлениям христианства.
- Католическое кладбище представлено в основном пленными поляками, которые попали на Кавказ после войны с Наполеоном или Польского восстания 1863 года;
- Еврейское кладбище появилось здесь во второй половине XIX века. Здесь похоронен убитый белыми в Гражданскую войну прославленный пятигорский врач и общественный деятель Д. Л. Гурари;
- Магометанское кладбище появилось в некрополе уже через несколько лет после его зарождения. Тут покоятся в основном кабардинцы;
- Кладбище Ширванского полка — обособленная группа захоронений офицеров Ширванского полка на территории Лазаревской церкви.
Достоинства и недостатки
История
История некрополя началась в начале XIX века, когда остро встала необходимость организации нового городского кладбища. Губернатор К. Ф. Сталь лично присмотрел место для него и сказал своим спутникам о том, что первым здесь следует похоронить кого-то «значительного». Подходящая кандидатура, увы, нашлась быстро.
Сам генерал Карл Федорович Сталь скончался буквально через несколько дней. Его похоронили на указанном им месте 28 июля 1824 года. Этот день и считается датой основания Пятигорского некрополя. Саркофаг генерала сохранился до наших дней и находится на главной аллее кладбища.
Через несколько лет на холме в центре кладбища началось строительство церкви по проекту братьев Бернардацци. Работа шла тяжело, а вскоре в результате землетрясения строительство было решено свернуть и выбрать новое место.
Подходящим для возведения храма оказался участок недалеко от входа, где до этого хоронили самоубийц. Больше 10 лет шло строительство. Опирались строители исключительно на пожертвования. Наконец, в 1902 году Лазаревский храм был возведен, а первая служба здесь прошла в 1903 году.
Ограда и каменные ворота появились у некрополя не сразу. Сначала огораживать кладбище не планировали, но, когда оно стало разрастаться с пугающей скоростью, границы все-таки решили определить.
Когда огороженная территория заполнилась, хоронить жителей города стали вторым (иногда и третьим) слоем поверх предыдущих могил. В 1916 году кладбище официально закрыли, хотя по факту здесь есть могилы, относящиеся к середине XX века. К примеру, врач М. И. Маневич, похоронен здесь в 1951 году.
Сейчас кладбище в запущенном состоянии. Если не вмешаться в процесс разрушения, время сделает свое дело. Следующие поколения не увидят ничего содержательного в этом «музее истории Пятигорска под открытым небом».
Как добраться
От автостанции «Верхний рынок» можно добраться до некрополя пешим ходом. От железнодорожного вокзала до остановки «Фрунзе» можно доехать на автобусе №1, далее подняться пешком. Лучший вариант, воспользоваться такси.
График работы — Пн-вс 07:00-19:00.
Адрес на карте: город Пятигорск, Пастухова, 1.
Достопримечательности рядом
Пятигорск прекрасен тем, что в шаговой доступности от любой точки города непременно найдутся еще несколько интересных мест. Поэтому устроить себе содержательную прогулку можно, не тратясь на транспорт, но и не проходя десятки километров.
- Лазаревская церковь — храм, построенный во имя праведного Лазаря и освященный в 1903 году;
- Воинский мемориал — место захоронения около 700 известных и неизвестных солдат, погибших в госпиталях в первые годы Великой Отечественной Войны;
- Питьевой источник №19 — один из самых роскошных питьевых бюветов Пятигорска, в котором подают горячий нарзан;
- Черный тюльпан — памятник солдатам, погибшим в горячих точках. Открылся неподалеку от Лазаревской церкви в 2012 году.
Заключение
Места памяти бывают разные. Скульптуры и замки, усадьбы и фонтаны, парки и кладбища. Но, ни одно место не хранит так много людской памяти, как кладбище.
Пятигорский некрополь дал последний приют десяткам личностей, которые своей жизнью творили летопись нашего края. Пройтись к их могилам, значит вспомнить о тех, кто ходил по нашим улицам, и творил историю. Их стоит помнить.