Архитекторы Пятигорска братья Бернардацци


Ландшафтную архитектуру Пятигорска спланировали и воплотили в жизнь братья Бернардацци, родоначальники архитектуры Кавказских Минеральных Вод. В Россию братья приехали из Швейцарии. Первые два года проживали и работали в Санкт-Петербурге. В 1822 году были приглашены на «Горячие воды» генералом Ермоловым для обустройства молодого курорта.

Горячие воды стали широким полем для деятельности Бернардацци, младший брат Джузеппе стал главным архитектором курортного Пятигорска, старший Джованни был главным скульптором города, он облагораживал здания лепкой и следил за ходом строительных работ. Первым украшением курорта стал небольшой бульвар, выполнявший функцию главной улицы города. На нём разбили цветники и посадили саженцы. По бульвару несколько раз в день проходили отдыхающие, направлявшиеся к Елизаветинскому источнику. Сейчас этот участок дороги представляет не большой благоустроенный отрезок проспекта Кирова перед входом в парк Цветник.

Участок Кирова перед входом в парк Цветник

В 1830 году молодой курорт «Горячие воды» был преобразован в город Пятигорск. Главный проект его застройки был составлен Джузеппе Бернардацци. В этот период времени появляются самые интересные элементы ландшафтной архитектуры.

Не много позже появляется парк Эммануэля, ставший продолжением Елизаветинского источника. Теперь прогулки к источнику стали интереснее и занимали несколько часов. Инициатором устройства первого городского парка был командующий войсками Кавказской линии, генерал кавалерии Георгий Арсеньевич Эммануэль. Джузеппе Бернардацци взял на себя обязательства воплотить устройства парка, он распоряжался всеми работами по его благоустройству.

Ландшафтная архитектура парка Эммануэля в 1831 году пополнилась беседкой Эолова арфа. Деревянная арфа находилась в центре беседки, её натянутые струны при дуновении ветра издавали приятные для слуха звуки. Эолова арфа была известна Европе ещё в средние века. Её слушали в старом здании курорта Баден-Баден. Теперь её чарующие звуки удивляли гостей и жителей курорта.

Беседка Эолова арфа

Большим любителем арфы был великий композитор Сергей Рахманинов. Он застал новую эолову арфу, установленную в 1890 году взамен старой прослужившей 30 лет курортной публики. С 1972 и до конца 1980 года под куполом беседки работала электромеханическая арфа. В настоящее время она издаёт звуки не зависимо от наличия ветра. Склон горы, на котором находится арфа, стал называться Эоловым.

Ещё одним примечательным местом стал грот Лермонтова, он расположился на склоне Эоловой горы, ниже беседки не далеко от Академической галереи. Такое название закрепилось за ним после выхода знаменитого романа «Герой нашего времени». Читатели Лермонтова, стремились увидеть своими глазами место, где повстречались главные персонажи романа — Печорин и Вера.

Искусственный грот имени Лермонтова

Одновременно с появлением Эоловой арфы, братья Бернардацци соорудили ещё один полностью искусственный грот, отделанный красивыми глыбами машукского камня. Он был сооружён в Николаевском цветнике (Парк Цветник) в честь первой российской экспедиции на Эльбрус, организованной генералом Эммануэлем.

Он же придумал имя для нового детища Бернардацци, гротом Дианы стало называться новое архитектурное творение братьев. Эммануэль сравнил не преступность Эльбруса с образом недосягаемой и величественной римской богини Дианы.

Пятигорский грот Дианы

Грот Дианы был включён в список Лермонтовских мест города Пятигорска. В июле 1841 года, за несколько дней до гибели поэта на дуэли, Лермонтов стал инициатором бала устроенного на площадке перед гротом. Ландшафтная архитектура Пятигорска, всего лишь часть большой проделанной работы братьев Джузеппе и Джованни Бернардацци на территории курорта Кавказских Минеральных Вод.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 На Кавминводах · 
Карта сайта О сайте